Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного учреждения:
- обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников;
- является содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной.
Композиционное построение РППС
1.Спокойная зона
2. Активная зона
3. Деловая зона
Комплексно-тематическая модель
• наличие ведущей темы дня, недели, месяца;
• связь с окружающей действительностью;
• мотивированность образовательного процесса;
• системность и культуросообразность образовательного процесса;
• проживание ребёнком темы в разных видах детской деятельности.
Предметно-средовая модель
• наличие дидактического материала, действие с которым автоматически развивает ребёнка;
• ненавязчивая позиция взрослого;
• поддержка детской активности;
• свободный выбор предметного материала;
• ориентация на возраст;
• самостоятельная деятельность детей;
• разнообразие видов детской деятельности.
Логопедический кабинет дошкольного учреждения имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Информационная зона для педагогов и родителей. Она расположена на планшетах (стендах): в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована доской, мольбертом, учебными пеналами, детскими столами.
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
В процессе работы психолог решает следующие задачи:
- Развитие навыков коммуникации. Одна из распространенных проблем у современных детей – сложности с коммуникацией. Ребенок становится замкнутым, необщительным по разным причинам, чаще всего они скрываются внутри семьи. От педагога-психолога требуется повысить уверенность в себе, сформировать желание и потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
- Подготовка к школе. В школе от ребенка требуется усидчивость, хорошая память, восприятие информации. В кабинете педагога-психолога будущий школьник учится работать за партой, выполнять задания в команде со сверстниками. Специальные игровые инструменты помогают развивать мыслительные процессы, память.
- Развитие личности. В ДОУ ребенку помогают принять себя как личность, дифференцировать от родителей и сверстников.
- Развитие мелкой моторики, творческих способностей. Работа с психологом – это не только беседы «по душам», но и различные игры, занятия. Они интересны детям, помогают развивать мелкую моторику, интеллект, память, мыслительные способности.
- Коррекция поведения. Если у воспитанника наблюдается нежелательное поведение, то специалист корректирует этот момент.
Оборудование в кабинете педагога-психолога:
- Письменный рабочий стол.
- Шкафы, полки, стеллажи для хранения инструментария и документации.
- Компьютер со специализированным программным обеспечением, предназначенным для педагогов.
- Оргтехника для сканирования, ксерокопирования и печати документов, материалов.
- Учебно-методические материалы.
- Игровые наборы.
- Диагностический инструментарий, бланки для тестирования, карточки.
- Канцелярия.
Наличие оборудованных объектов спорта
зал является визитной карточкой нашего детского сада, это светлое, просторное помещение, совмещённое с физкультурным залом.
Музыкальный зал находится на первом этаже, в зале поддерживается необходимый температурный режим, имеются запасные выходы, систематически проводится проветривание и влажная уборка зала. Интерьер в тёплых тонах, яркими акцентами являются хохломские детские стульчики и столик. В оформлении зала используются баннеры на сезонную тематику, имеется проектор и экран.В музыкальном зале проходят не только групповые и индивидуальные занятия с детьми, но и всевозможные развлечения, спортивные мероприятия, праздники для детей, сотрудников и родителей. Содержание музыкальной развивающей среды нашего детского сада направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам и носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, размышлять, решать проблемные ситуации, творить.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
-учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-сотворчество педагога и обучающегося;
-приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, баскетбольное кольцо.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют